Мы рады приветствовать вас на нашем сайте! Здесь можете найти интересующую вас информацию. С уважением, директор Лицея Рамзил Мирзалифович!

Неограниченные возможности... Этой весной... Только в МБОУ Лицей!..

Сенсорная комната!!!

Добро пожаловать на сайт МБОУ Лицей с.Нижнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

 

Визитная карточка

 

Адрес:

452260, Республика Башкортостан, Илишевский район, село Нижнеяркеево, ул.Заводская, 35

Всего учащихся: 181

 

Всего педагогических работников: 22

 

Из них учителя: 14

 

Высшей категории: 4

 

I категории: 10

 

II категории: 1

 

 

Телефон:

8 (347) 62-5-42-01

8 (347) 62-5-42-02

 

 

E-Mail:

yarkeylicey@mail.ru

mbou.lisej@mail.ru

 

 

Короткое название:

МБОУ Лицей с.Нижнеяркеево

 

 

Директор:

Рахматуллин Рамзил Мирзалифович

 

 

Год основания учреждения:

2013

План работы МБОУ Лицей с.Нижнеяркеево на сентябрь 2017г.

 

 

Содержание мероприятия

Сроки проведения

Место

Ответственный

  Организационные мероприятия

1

совещание при директоре

каждый вторник

ОУ

Рахматуллин Р.М.

2

административная планерка

вторник-пятница

ОУ

Рахматуллин Р.М.

Организационно-педагогическая деятельность

3

Торжественные мероприятия в ОУ                    «1 сентября – День знаний». Открытые уроки, классные часы на тему «Россия, стремленная в будущее»

01.09.2017

в базовых школах 11.00.час.

в филиалах 10.00.час

Общеобразова-тельные учреждения

Зиннатуллина А.Р.

Харисова Н.Ф.

Гаскарова И.Р.

Садыкова Р.М.

4

Районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе

14.09.2017

14.30 ч.

Актовый зал Управления образования

Харисова Н.Ф.

5

Районный семинар учителей технологии

21.09.2017

14.30

Актовый зал Управления образования

Аюпова З.Х.

Биктимиров Д.И.

6

Районный семинар учителей изобразительного искусства

15.09.2017

Актовый зал Управления образования

Биктимиров Д.И.

7

Районный семинар учителей музыки

19.09.2017

ЦДТ

Харисова Н.Ф.

8

Выездной семинар учителей географии

сентябрь

д.Восток

Габдракипов Ш.К.

 

9

Общешкольные родительские собрания «Школа - территория безопасности»

15.09.2017

ОУ

Администрация лицея

10

Акция «Внимание - дети!». Разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей о соблюдении ПДД, ППБ,  профилактика распространения экстремизма, профилактика правонарушений и др.

До 13.09.2017

ОУ

Биктимиров Д.И.

Харисова Н.Ф.

Кл.рук-ли

11

Всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения.

До 18.09.2017

ОУ

Биктимиров Д.И.

12

Сбор данных в ОУ о подучетных детях и неблагополучных семьях, социального паспорта школы

До 23.09.2017

 

Харисова Н.Ф.

13

Разработка программ (планов) общеобразовательных организации работы по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей

до 23 сентября

ОУ

Учителя предметники

14

Организация работы  Ресурсного центра.

до 15 сентября

МБОУ Лицей с. Нижнеяркеево

Рахматуллин Р.М.

 

 

15

Заседание районной комиссии по назначению стипендии Администрации района по итогам учебного года.

13.09.2017

Управление образования

Администрация лицея

16

Посещение на дому  с целью изучения жилищно – бытовых условий учащихся

В течение месяца

ОУ

Классные руководители

17

Проведение тренировки с работниками и обучающимися ОУ  по действиям в случае обнаружения взрывных устройств, угрозы совершения террористического акта

До 06.09.2017

ОУ

Биктимиров Д.И.

18

Проведение экологических субботников по уборке урожая овощей с пришкольных УОУ, благоустройству территорий ОУ

 с 02.-30.09

ОУ

Зиннатуллин Ф.Ф.

Юсупова Р.Р.

19

Курсы повышения квалификации по английскому языку

11.09.-15.09.2017

МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево

Галяутдинова Л.Р.

Аюпова З.Х.

20

Семинар преподавателей-организаторов ОБЖ на тему «План работы на 2017-2018 учебный год»

20.09.2017

ДОСААФ

Биктимиров Д.И.

21

Организация и взаимообмен учебниками между ОУ.

До 15.09.2017

ОУ

Шарипова Г.Ф.

22

Сбор заявок с ОУ района   на диагностические и профилактические мероприятия

До

08 .09.2017

ППС ОУ

Педагог-психолог

23

Составление  плана на учебный год с учетом заявок ОУ.

До 12.09.2017

ППС ОУ

Педагог-психолог

24

Сбор данных о контингенте учащихся по курируемым ОУ

До 18.09.2017

ППС ОУ

Педагог-психолог

Работа с учащимися

25

Проведение общественно – политических, культурных и спортивных мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (03 сентября)

До 10.09.2017

ОУ

Ягафаров И.М.

Кл. рук-ли

26

Конкурс сочинений «Пою мою республику» на башкирском языке среди 3-4,9-11 классов, на татарском, марийском языках среди учащихся 9-11 классов, на русском языке среди 3-11 кл.

До 25.09.17

УО

Учителя нач. классов

Хуснетдинова Р.А.

Аюпова З.Х.

Зиннатуллина А.Р.

Алтапова Ф.Ф.

Харисова Н.Ф.

27

Конкурс сочинений ко дню пожилых людей на родных языках

До 20.09.2017

УО

Хуснетдинова Р.А.

Аюпова З.Х.

28

Конкурс сочинений «Мой любимый учитель», «Учительская династия» 

До 15.09.2017

УО

Ягафарова Г.Х.

29

Прием выполнения  нормативов «Готов к труду и обороне» 11 кл.

22.09.2017

стадион с.Верхнеяркеево

Биктимиров Д.И.

30

День открытых дверей «Здравствуй, мир творчества и искусств». Посещение центра детского творчества учащимися общеобразовательных школ и родителями.

04.09.2017г. в13.00

ЦДТ

Хафизова Э.С.

ПДО

31

Проведение беседы с воспитанниками ЦДТ «Меры безопасности при обращении с огнем»

08.09.2017г.

в15.00

ЦДТ

Кадраева Г.Ф.

ПДО

32

Проведение районного слета по пешеходному туризму «Школа безопасности-2017»

27.09.2017г.

ЦДТ

Маликова А.Т.

Гузаерова В.А.

33

Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Юннат-2017»

12-13.09.

г.Уфа

Зиннатуллин Ф.Ф.

34

Организация и проведение месячника безопасности в ОУ, согласно постановлению  Администрации от 25.08.2017 года

До 15.09.2017

ОУ

Классные руководители

Биктимиров Д.И.

 

35

День здоровья

сентябрь

ОУ

Биктимиров Д.И.

Кл. рук-ли

36

Подготовка ко Дню пожилых

В течение месяца

ОУ

Исламова Г.Г.

37

Подготовка ко Дню учителя

В течение месяца

ОУ

Ягафаров И.М.

Контрольно-диагностическая деятельность

38

Представление первичных форм отчетов ОО-1

11-18.09017

МКУ УО

Алтапова Ф.Ф.

39

Формирование сводных отчетов  РИК-76, Д-4, Д-6, Д-8, Д-12 и представление отчетов в Министерство образования РБ

по графику МОРБ          (20-29.09)

МКУ УО

Алтапова Ф.Ф.

40

Представление отчетных форм по учету детей в 2017-2018 учебном году

18-25.09

МКУ УО

Аюпова З.Х.

                   Подготовка к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9,11 классов

39

Анализ результатов ОГЭ-2017. Составление аналитической справки.

До 15.09.2017.

Общеобразовательные учреждения

Алтапова Ф.Ф.

40

Подготовка «Дорожных карт» по повышению качества подготовки к ГИА 2017 и проведению ГИА 2018

До 15.09.2017

Общеобразовательные учреждения

Алтапова Ф.Ф.

41

Представление аналитического отчета о  результатах ГИА – 2017

До 18.09.2017

Общеобразовательные учреждения

Алтапова Ф.Ф.

42

Подготовка и утверждение Плана мероприятий («Дорожной карты») «Организация и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Илишевском районе Республике Башкортостан

До 15.09.2017

УО

Алтапова Ф.Ф.

Работа с родителями

43

Индив. беседы при директоре

в течение месяца

ОУ

Администрация лицея

44

День открытых дверей

каждая суббота

ОУ

Кл. рук.

 

 

 

Заявление в первый класс
2.заявление в 1ый класс.pdf
Adobe Acrobat документ 206.3 KB
Расписание уроков 1-4 классы на 2017-2018 учебный год
p03.pdf
Adobe Acrobat документ 156.2 KB
Расписание уроков 5-11 классы на 2017-2018 учебный год
p01.pdf
Adobe Acrobat документ 240.6 KB

Уважаемые родители!

Запись детей в первый класс проводится по микрорайону, закрепленному за лицеем (Северный, Заводской микрорайон) не позднее 01.02.2017 по 30.06.2017 года. С 01.07.2017 года запись детей, проживающих в другом микрорайоне, осуществляется при наличии свободных мест. 

Образовательное учреждение

Территории

МБОУ Лицей с. Нижнеяркеево

Микрорайон  Северный с.Нижнеяркеево: ул.Нагорная, ул.Надежды; ул.Парковая; ул.Тихая; ул.Илишевская, ул. проф. Лукманова,  ул.Андреевская, ул.Кольцевая;  ул.Аграрная;  ул.Северная ; ул.Центральная;  ул.Дальняя ;  ул.Цветочная; ул.Летная;   ул.Айская; ул.Победы.

Микрорайон  Заводской с.Нижнеяркеево: ул.Заводская, ул.Озерная, пер.Лесной, пер.Луговой, ул.Кремлевская, ул.Х.Туфана, ул.Т.Рахманова, ул.М.Карима, ул.А.Атнабаева,ул. ул.Кремлевская

Документы для приема в Лицей:

Заявление родителя (законного представителя);

Оригинал свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающий родство заявителя;

Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

Личное дело учащегося (для обучающихся с 2 по 11 класс);

Медицинская карта;

Медицинская справка из ЦРБ (медосмотр,прививки).

Зачем нужна сенсорная комната?

В лицее начала функционировать сенсорная комната, и многие родители задают вопрос:

– Зачем нужна и как работает сенсорная комната?

Известно, что сенсорное развитие оказывает большое влияние на гармоничное психологическое и социальное становление личности индивида. Различные нарушения психофизического развития (например, такие как нарушение зрения или слуха), а также дефицит общения негативно влияют на психическое развитие ребенка, что влечет за собой как минимум задержку зрительного сосредоточения, появления ориентированной реакции на звук, целенаправленных движений и как следствия нарушения предметной деятельности и речи. Изначально идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия возникла в Голландии в начале 70-х годов и использовалась как методика расположения человека, одновременно с применением светозвуковых эффектов. В дальнейшем в сенсорной комнате стала использоваться терапия запахами, музыкой, тактильными ощущениями.

Зачем нужна сенсорная комната?

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции очень длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие.

На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

Очень эффективны занятия в сенсорной комнате при коррекции страхов, тревожности, агрессии, личностных и коммуникативных проблемах. Для этого в нашей сенсорной комнате мы используем песочную терапию.

Время сеансов в сенсорной комнате составляет 30-35 минут, занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших подгруппах.

Необходимо отметить, что сенсорная комната является интерактивной средой, где каждый ребенок ощущает себя в абсолютной безопасности, поскольку в ней исключаются как стрессовые ситуации, так и любые привычные воздействия окружающего мира. Попадая в сенсорную комнату, ребенок получает возможность раскрепоститься, стать самим собой.

На наших занятиях в сенсорной комнате, целью которых является: развитие и совершенствование восприятия, внимания, логического и наглядно-образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; психологическая подготовка к школе, адаптация, подготовка к ОГЭ И ЕГЭ (целеустремленность, мотивация, успешность), мы используем такие методики работы, как цвето-терапию, свето-терапию (релаксация с помощью цвета и света); звуко-, музыко-терапию (релаксация с помощью звуков и музыки); арома-терапию (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

В своей работе мы опираемся на труды таких ученых, как М. Монтессори, Л.С. Выготского, М. Люшера, А.И. Титарь, Е.Д. Хомской, Л.Б. Баряевой и др. Занятия проходят также и в форме сказкотерапии, где используются приемы арт-терапии,  песочной терапии,  музыко-терапии, арома-терапии, дыхательной гимнастики.

Именно «волшебной комнатой» дети у нас называют сенсорную комнату. В нашей сенсорной комнате есть: сухой бассейн, панно «звездное небо», трубка с пузырьками, сухой дождь, сенсорная тропа, шар – молния, ионизатор, увлажнитель воздуха, дерево сакура.

 

Сенсорная комната - это волшебная страна, в которой все журчит, звучит, переливается, где психолог-друг ненавязчиво заставляет забыть страхи, раскрыть все скрытые способности ребенка и направить их в нужное русло.

 

 

Памятка родителям

 

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ОГЭ.

      В экзаменационный период именно родительская поддержка важна для выпускника. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

 

Поведение родителей

 

      Основная задача родителей  во время сдачи ОГЭ - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ОГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

 

Организация занятий

 

     Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство не­известности.

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Помогите распределить темы подготовки по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

  

Питание и режим дня

 

 

       Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!» Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
       Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность.

Памятка для родителей, будущих первоклассников

Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития.

Уделите внимание рациональной организации режима дня ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Соблюдение режима дня - рациональное питание, сон, разумное чередование отдыха и занятий, прогулки на свежем воздухе, не только оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и способствует формированию таких качеств личности как собранность, организованность, дисциплинированность, активность.

Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель. В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому.

Верьте в возможности Вашего ребенка - это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищенность, уверенность в своих силах. Если ребенок уверен в себе, учите его критически оценивать свои поступки и дела, адекватно относится к замечаниям. Застенчивый ребенок, напротив, нуждается в одобрении и поддержке. Найдите хорошее в малом - похвалите его.

Разнообразьте практику общения с окружающими, учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.

Исключите из своих бесед негативные, тревожные, сомнительные высказывания о школьных годах. Старайтесь формировать у ребенка позитивное отношение к школе, к учителям и школьным занятиям.

Посетите с ребенком ближайшую к дому школу или школу, в которую Вы собираетесь отдать ребенка. Например, в день открытых дверей. Погуляйте по территории, послушайте школьный звонок, рассмотрите стенды, обратите внимание на то, как одеты школьники. Таким образом, Вы сможете снизить тревожность у будущего первоклассника.

Что необходимо знать об особенностях развития первоклассника?

Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем.

   В начальный период школьного обучения родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату как в классе, так и дома.

Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми.

Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Произвольность, устойчивость внимания ещё невелика, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от форм и методов обучения. В связи с этим деятельность ребёнка на уроке должна быть разнообразной, так как продуктивно заниматься чтением, письмом, беседой, по мнению специалистов, он может не более 10-12 минут.

Преобладание непроизвольного запоминания требует более широкого использования разнообразных наглядных средств обучения.

В этот период ребёнок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, на стиль отношения взрослого к себе, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание.

  Начало обучения в школе - сложная пора как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине.

  В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

  Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны.

Поощряйте хорошее поведение детей, не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом.

Предоставьте возможность для двигательной "разрядки", в режиме дня предусмотрите время для прогулок, физических упражнений.

Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу.

Помогите организовать деятельность ребёнка по чётко распланированному, стереотипному распорядку.

При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части.

Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы.

Используйте игровые приёмы, они помогают снять стрессы, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

Рассказывайте на ночь интересные истории из жизни ребёнка, добрые сказки, это снимает напряжение "рабочего" дня.

 Как же узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

     Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

     Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?

     Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

     Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?

     Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?

     Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?

     Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?

     Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

     Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

     Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?

     Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?

     Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

     Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

     Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?

     Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

     Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

     Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

  Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

 

Желаю Вам удачи!

  

Как узнать, готов ли ребенок к школе

Поступление в школу вносит в жизнь ребенка большие изменения. Период адаптации достаточно сложен для него.

Выявление готовности ребёнка к школе.Прежде чем раскрыть составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предстоит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым условиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:

начинается новая для ребенка деятельность - целиком учебная, а не игровая;

он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей;

ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания: и успехи оцениваются.

  Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:

     мотивационную готовность;

     волевую готовность;

     готовность познавательных функций;

     готовность руки к овладению письмом;

     социальную готовность.

           Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.

  Мотивационная готовность к обучению. Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском саду?" Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель уже утратит для ребенка всякую привлекательность). Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внимания, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.

 Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оценивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.

 

  Готовность познавательных функций. Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).

  Готовность руки ребенка к овладению письмом Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.

  Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тонкая моторика). В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.

 Развитие пространственных представлений Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.

Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; делать из проволоки; рисовать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять эти движения на чистой бумаге, обмакнув палец в краску.

Развитие речи Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов. На развитие речи сильно влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок (комиксы). Ребенок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для тренировки навыков обобщения и выделения существенных признаков полезна игра "сходство и различие". Если ребенку трудно, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для получения положительного результата, такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.

Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими им людьми. Самое дорогое, что мы можем подарить ребенку, - это посвящаемое ему время.

  Развитие произвольности поведения При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребенка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, как это ни странно, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях организовать такие игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам. В такой игре ребенок приучается действовать не по первому импульсу, а по правилу.

  

 

Ждем Вас в нашем Лицее!